Честно говоря, когда я писала про книги Гальего, я думала, что следующей будет никак не книга, о которой я хочу рассказать сейчас. Я думала, что расскажу про миры и времена "Облачного атласа" Дэвида Митчелла. Или ударюсь в классику и поведаю, как перечитывала "Человек, который смеется" Виктора Гюго. Или, чем черт не шутит, вспомню о своей любви к современной молодежной российской прозе и поведаю вам о Ключаревой, Лухминском или Денежкиной - с их противоречивыми, бунтарскими, но именно тем и завораживающими работами. Но нет...
Как только я начала читать эту книгу, я пропала. И поняла, что вот оно - именно то, о чем сейчас нужно и хочется рассказать. Пусть даже мой голос вольется в стройный хор почитателей (кстати, странное слово: как будто читатели, которые почитают). Потому что я читала ее везде: в метро, в перерывах на обед, в палатке во время выезда на озеро, за едой, вместо еды... Потому что я советую ее друзьям. Потому что ее сюжет поразительно перекликается с романами Гальего, и мне интересно рассказать об их сходстве и различиях. Потому что ее герои и ее сюжеты до сих пор приходят ко мне во снах, хотя с момента, когда я прочла последние строки прошло уже недели три.
Итак, речь пойдет о Мариам Петросян и ее книге "Дом в котором..."
Ооооооочень много сумбурного текстаЕсли вы читали в детстве Владислава Крапивина и хоть краем глаза зацепили книги Гальего, вы примерно можете представить, какое настроение царит в "Доме". Если вы не знакомы ни с тем, ни с другим, я попробую рассказать вам об этом.
Представьте, что вы взрослый. Вы входите в интернат для детей-инвалидов - старое серое трехэтажное здание. Окна на втором этаже закрашены. На обшарпанных стенах коридоров немыслимые рисунки и непонятные цитаты. Вы идете вглубь. Первая дверь увешена расписаниями, распорядками дня, плакатами.
Из второй убитой временем двери с облезшей краской, вам под ноги вместе с грязной водой выплывают окурки, шматки пыли, презервативы, очистки, скорлупки... А за всем этим потопом выскакивают парни с грязными швабрами - в кожанках, с ирокезами немыслимого цвета.
Из двери в третью комнату пахнет сырой землей. Там двигаются фигуры во всем черном.
Из четвертой комнаты на вас вылетает парень в инвалидной коляске с огромным рюкзаком, привязанным к спинке, с грязными волосами, весь в пуговицах. К низу коляски привязаны гирьки, которые звякают при каждом движении - чтобы коляска не опрокинулась из-за тяжелого рюкзака.
Из пятой двери выглядывают парни в ошейниках...
И на весь этаж - всего один воспитатель. Никаких нянечек, никакого вспомогательного персонала. Бедные дети-инвалиды, которые и населяют комнаты брошены без всякого присмотра, предоставлены сами себе и вынуждены выживать, борясь со всем вокруг. С системой, с наружным миром, со внутренними конфликтами и с собственными физическими недостатками. Несомненно, каждое их действие - это подвиг. Несомненно вся их жизнь в этом адском месте делает их героями. Так это видит взрослый. Так это описывает Гальего.
А Крапивин смотрит на реальный мир глазами детей. У него в кустах обычного уральского городка живет крокодил. Обычная девчонка может стать сказочной принцессой. Поездка на море или сплав по реке - сказкой или приключением. Попробуйте взглянуть на "Дом" с его стороны - и вы получите книгу Мариам Петросян:
Вы входите в серое трехэтажное здание. Окно на втором этаже закрашены, так как выходят на улицу, а жители Дома не хотят соприкасаться с наружностью. Сены коридоров испещрены рисунками, цитатами, значками и орнаментами. Если приглядеться и знять толкования - можно прочесть сказку или узнать последние новости: вот кошка - это Сфинкс, один из лидеров Четвертой. А вот птица - это Стервятник - вожак третьей. А под самым потолком - белый дракон с голубым глазом - это, несомненно, Лорд.
Первая дверь увешана плакатами, распорядками дня, расписаниями. Это комната Фазанов. Сама тихая и самая приличная группа, по мнению взрослых.
Из второй по прежнему торчат головы с ирокезами немыслимых цветов и доносится адски громкая музыка. Вторая - логово Крыс. Под ногами хлюпает - Крысы занимались ежемесячной уборкой. Лучше пройти мимо этой двери побыстрее.
Из третьей двери пахнет землей. Там двигаются фигуры во всем черном - логово Птиц. У окна стоит стремянка, с которой что-то вещает своим подопечным Папа Стервятник...
Из четвертой комнаты уверенно выходит парень с длинными черными волосами, свисающими на лицо и в пиджаке на голое тело. Парень мельком оглядывает вас и уверенно движется дальше. А вы понимаете, что он слеп. Это вожак Четвертой - Слепой,возможно, самый опасный человек в доме.
За пятой дверью воют Псы. Туда можно уже не ходить. Лучше вернуться к перекрестку, вдруг, там появились свежие новости? Или пойти в Кофейник, в надежде встретить кого-то знакомого или прибиться к картежникам, хотя они едва ли еще кого-то примут...
Вот он, Дом, описанный в книге Мариам Петросян, показанный глазами его обитателей. Он страшный, где-то опасный, где-то сказочный, где-то жестокий. Даже не дом, а целая вселенная, со своими законами, планами и иерархией. НЕ просто серое здание - маленький мир. Где каждый уникален и каждый оценивается по возможностям. Где ни у кого нет имен, только клички, которыми людей наградил сам Дом. Место, где вы можете найти все, что угодно, в зависимости от того, что ищите. Старые кости или исторические архивы, ничейные вещи или сияющую огнями палатку на перекрестке, злейшего врага или самый настоящий Лес... Можете столкнуться с суровой реальностью или услышать сказку. Но ни сказка, ни реальность не оставит вас равнодушными...
Я постаралась рассказать о своих ощущениях языком "наружности". А теперь, устроим небольшую ночь сказок. Я попробую рассказать вам об этой книге, как рассказали бы в Доме.
Представьте, что перед вами поставили огромный бокал незнакомого напитка. Вы много нем слышали или читали, но еще не пробовали сами. Вы осторожно берете бокал и делаете глубокий вдох. Пахнет приятно. И тогда вы решаете сделать глоток: и пропадаете. Вы чувствуйте терпкий вкус красивого сюжета, четкую ноту отлично прописанных персонажей, основной тон отличного авторского языка и, наконец, мягкое послевкусие отлично составленной истории. Восторг! Перед вами целый огромный бокал этого восхитительного напитка. Вы наслаждаетесь им, пьете огромными глотками, не отказывая себе в удовольствии. И при каждом глотке открываете для себя новые вкусовые тона.
Приходите в себя, когда от напитка остается совсем немного. Он по прежнему вкусен, но вы начинаете тянуть удовольствие, потому что жалко расставаться с таким открытием. Но, конец все-таки наступает. Вы делаете последний долгий глоток и волшебный напиток иссякает. Однако, вы успели распробовать его до конца и теперь у вас есть рецепт... При желании, вы можете хоть сейчас наполнить бокал заново, но понимаете, что слишком рано - нужно многое обдумать, прежде чем снова решиться попробовать этот напиток...